26.05.21г.- провела семинар «Ненан мотт – марзонан хьаьркаш». В семинаре участвовала научный сотрудник Института чеченского языка , начальник отдела культуры и образования газеты «Даймохк» Эльдерханова Зайнап Хизриевна. С докладом выступила воспитатель младшей группы Явмерзаева Тамила Айндыевна. .
Семинар прошел плодотворно. Все участники семинара выступили по проблеме изучения родного языка в дошкольных образовательных учреждениях. Для воспитателей групп провела мозговой штурм . Педагоги ДОУ показали свои знания по чеченскому языку.
1алашо: кхиархочун белхан эвсаралла, кхиархойн кхиамаш лакхабохуш, меттан хьал тодарна оьшуш х1ун ду, цуьнан кхана дог1учуьнца з1е ца хадийта -хаттар дийцаре дар, дагадовлар, жам1аш дар;
1алашо яра т1екхуьу чкъорана оьздангалла, яхь, лерам, къинхетам, доттаг1алла, адамалла иштта кхин долу вайн къоман хазна довзийтар.
Ход семинара:
- Вступительное слово (зам.зав. по ВМЧ- Х.Д.Хасуева)
- «Нохчийн мотт –сан дозалла » (доклад – Явмерзаева Т.А., воспитатель младшей группы)
- Презентация книг «Нохчийн туьйранаш», «»Сан хьалхара книга», «Чеченско-русский словарь» (зам.зав. по ВМЧ –Х.Д.Хасуева)
- Выступление З.Эльдархановой (научный сотрудник Института чеченского языка , начальник отдела культуры и образования газеты «Даймохк»
- Мозговой штурм.
- Концертная программа в исполнении детей старшей группы «Ласточка»
С приветственным словом перед гостями и педагогическими работниками ДОУ выступила зам. по ВМЧ Хадижат Душалиевна Хасуева.
Она сказала: «Говоря о роли родного языка в жизни каждого человека и народа в целом, о патриотическом долге хранить, оберегать, развивать, популизировать родной язык, культуру, обычаи и традиции чеченцев долг каждого педагога.
В наших руках будущее нашей республики. Это не только воспитание любви к родному языку, но и решение задач по сохранению и развитию чеченского языка.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа , знал его культуру , пришел к пониманию и осознанию его собственной неповторимости и значимости каждого человека живущего на земле .
Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности , но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и в современном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей».
Выступила воспитатель младшей группы Тамила Айндыевна Явмерзаева с докладом «»Нохчийн мотт – сан дозалла». Ее выступление было очень содержательным . Она является преподавателем чеченского языка и литературы. Как специалист по родному языку она объективно подощла к данной проблеме и озвучила ее в своем докладе. Она отметила : «Цхьана а деших , ахчанах эца а, терзанца оза а йиш йоцу хазна ю ненан мотт. Дуьненан къаьмнех вай къасториг а, вайн къам дийриг а — иза нохчийн мотт бу. Цунах доьзна ду вовшийн уьйраш, гергарло, хазахетар, халахетар , халкъан сий , къонахчун яхь, адамалин хьекъал , кхетам … Свое выступление Тамила Андыевна закончила чтением стихотворения поэта Шейхи Арсанукаева «Весет»
«Ларбе мотт, хазбе и,
Ца еш мало,
Т1аккха , хьайн весет деш,
К1анте д1ало…»
Зам.зав. по ВМЧ Хадижат Душалиевна провела презентацию книг «Сан хьалхара книга», «Нохчийн туьйрнаш», «Чеченско – русский словарь».
В реализации вариативной части образовательной программы эти книги являются хорошим материалом для педагогов ДОУ.
Мозговой штурм.
Педагоги делятся на две команды, вопросы для команд:
- Кто больше назовет пословиц (чеч.) — 1 мин.
- Загадки (чеч.)
- Для первой команды:
— Шозза дуьненчу аьлларг (котам)
— Дийнахь эла , буьйсанна лай (ж1аьла)
— Ц1иэ лепаш долуш к1айн говраш (г1езаш);
для второй команды:
— Хи чу кхоьссича буха ца доьдург, ц1ерга кхоьссича дага ца догуш дерг (шиша)
— Малхо а . адамаша узуш болу етт (латта)
— дуьненчохь йоцу кхо х1ума (стигал волуш лами,х1ордана тиллина т1ай, лаьмнаша туху дог1а).
- Кто больше назовет чеченских поэтов и писателей – 1 мин.
- Пересказать небольшой отрывок из прочитанного произведения ( чеч. авторов).
Выступила гость семинара , Зайнап Хизриевна Эльдарханова , научный сотрудник Иститута чеченского языка.
Она сказала : «Муьлха а цивилизованни къам , пачхьалкх беа бог1ам т1ехь лаьтта – дешарна..могашаллина, культурина. Экономикина.
Царех коьртаниг – дешар , 1илма ду. Дешаро,1илмано къоман хьекъал, кхетам к1аргбо, шарбо, къоман эзарнаш шерашкахь кхоьллина . гулдина диканиг, пайдениг, оьзданиг, хазаниг, 1илма, истори, мотт, культура, д1алуш ларйо, кхин т1е а кхиа йо, дуьне довзуьту, дахарна 1амадо».. Далее , она отметила о важности реализации образовательной программы дошкольного образования на чеченском языке.
Рассказала о той работе , которая проводится Институтом чеченского языка для разработки учебно –методического пособия по родному языку для детей дошкольного возраста и начальной школы.
Мероприятие завершилось выступлением детей старшей группы с концертной программой на чеченском языке.
Состоялся обмен мнениями между участниками семинара.
Удачи в дальнейшей работе во благо сохранения и преумножения чеченского языка!
Добавить комментарий