Семинар — Чеченский язык 2021г

размещено в: Новости | 0

                   26.05.21г.- провела семинар  «Ненан мотт – марзонан хьаьркаш». В семинаре участвовала   научный сотрудник Института  чеченского языка , начальник отдела  культуры и образования  газеты «Даймохк» Эльдерханова Зайнап Хизриевна.  С докладом выступила  воспитатель младшей группы Явмерзаева Тамила Айндыевна. .

Семинар прошел плодотворно. Все участники семинара выступили по проблеме   изучения  родного языка в дошкольных образовательных учреждениях. Для воспитателей групп провела мозговой штурм . Педагоги ДОУ показали  свои знания по чеченскому языку.

1алашо: кхиархочун белхан эвсаралла,  кхиархойн кхиамаш лакхабохуш, меттан хьал тодарна оьшуш х1ун ду, цуьнан кхана дог1учуьнца з1е ца хадийта -хаттар дийцаре дар, дагадовлар, жам1аш дар;

1алашо яра т1екхуьу чкъорана оьздангалла, яхь, лерам, къинхетам, доттаг1алла, адамалла иштта кхин долу вайн къоман хазна довзийтар. 

Ход семинара:

  1. Вступительное слово (зам.зав. по ВМЧ- Х.Д.Хасуева)
  2. «Нохчийн мотт –сан дозалла » (доклад – Явмерзаева Т.А., воспитатель младшей группы)
  3. Презентация книг «Нохчийн туьйранаш», «»Сан хьалхара книга», «Чеченско-русский словарь» (зам.зав. по ВМЧ –Х.Д.Хасуева)
  4. Выступление З.Эльдархановой (научный сотрудник  Института  чеченского языка , начальник отдела культуры и образования  газеты «Даймохк»
  5. Мозговой штурм.
  6. Концертная программа в исполнении детей старшей группы «Ласточка»

С приветственным словом перед гостями и педагогическими работниками ДОУ выступила зам. по ВМЧ   Хадижат  Душалиевна  Хасуева.

Она сказала: «Говоря о роли родного языка в жизни каждого человека и народа в целом, о патриотическом долге   хранить, оберегать, развивать, популизировать  родной язык, культуру, обычаи и традиции чеченцев долг каждого педагога.

В наших руках будущее нашей республики. Это не только воспитание любви к родному языку, но и решение задач по сохранению и развитию чеченского языка.

В настоящее время  возникает  необходимость  в том, чтобы ребенок  почувствовал уникальность  своего народа , знал  его культуру ,  пришел к пониманию  и осознанию  его собственной неповторимости  и значимости  каждого  человека  живущего на земле .

Приобщение  дошкольников  к национальной культуре  становится  актуальным педагогическим  вопросом  современности, так как каждый народ  не просто  хранит исторически сложившиеся  воспитательные традиции и особенности , но и  стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить  исторического национального лица  и самобытности.    Овладение родным  языком  является  одним из важных приобретений  ребенка  в дошкольном  детстве и в современном образовании рассматриваются  как общая основа  воспитания и  обучения детей».

Выступила воспитатель младшей группы Тамила Айндыевна Явмерзаева с докладом «»Нохчийн мотт – сан дозалла». Ее выступление было очень содержательным .  Она  является  преподавателем чеченского языка и литературы. Как специалист по родному языку она объективно подощла к данной проблеме и  озвучила ее в своем докладе. Она отметила : «Цхьана  а деших , ахчанах  эца а, терзанца оза а йиш  йоцу хазна  ю ненан мотт. Дуьненан къаьмнех вай къасториг а,  вайн къам дийриг а —  иза нохчийн мотт  бу. Цунах   доьзна  ду  вовшийн уьйраш, гергарло, хазахетар, халахетар , халкъан сий , къонахчун яхь, адамалин хьекъал , кхетам …      Свое выступление Тамила Андыевна закончила чтением стихотворения поэта Шейхи Арсанукаева «Весет»

«Ларбе мотт, хазбе и,

Ца еш мало,

Т1аккха , хьайн весет деш,

К1анте д1ало…»

Зам.зав. по ВМЧ  Хадижат Душалиевна провела  презентацию книг «Сан хьалхара книга», «Нохчийн туьйрнаш», «Чеченско – русский словарь».

В реализации вариативной части  образовательной программы   эти книги  являются хорошим материалом для педагогов ДОУ.

Мозговой штурм.

Педагоги делятся на две команды, вопросы  для команд:

  1. Кто больше назовет пословиц (чеч.) —  1 мин.                                                
  2. Загадки (чеч.) 
  3. Для первой команды:

—  Шозза дуьненчу аьлларг (котам)

— Дийнахь эла , буьйсанна лай  (ж1аьла)

Ц1иэ лепаш  долуш к1айн говраш (г1езаш);

для второй команды:

 

—  Хи чу кхоьссича буха  ца доьдург, ц1ерга кхоьссича дага ца  догуш дерг (шиша)

—  Малхо а . адамаша узуш болу  етт (латта)

дуьненчохь йоцу кхо  х1ума  (стигал волуш лами,х1ордана тиллина т1ай, лаьмнаша туху дог1а).

  1. Кто больше назовет чеченских поэтов и писателей – 1 мин.
  2. Пересказать небольшой отрывок из прочитанного произведения ( чеч. авторов).

Выступила  гость  семинара  , Зайнап Хизриевна Эльдарханова , научный сотрудник  Иститута чеченского языка.

Она сказала : «Муьлха а цивилизованни  къам , пачхьалкх беа бог1ам т1ехь  лаьтта – дешарна..могашаллина, культурина. Экономикина.

Царех коьртаниг – дешар , 1илма ду. Дешаро,1илмано къоман хьекъал, кхетам к1аргбо,  шарбо, къоман эзарнаш шерашкахь кхоьллина . гулдина диканиг, пайдениг, оьзданиг, хазаниг, 1илма, истори, мотт,  культура,  д1алуш ларйо, кхин т1е а кхиа йо, дуьне довзуьту, дахарна 1амадо».. Далее , она отметила   о важности  реализации образовательной программы дошкольного образования на чеченском языке.

Рассказала о той работе , которая проводится  Институтом чеченского языка для разработки учебно –методического пособия  по родному языку для  детей дошкольного возраста и  начальной школы.

Мероприятие завершилось  выступлением детей  старшей группы  с концертной программой  на чеченском языке.

Состоялся обмен мнениями  между участниками семинара.

Удачи   в дальнейшей  работе  во благо сохранения и преумножения  чеченского языка!

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *